Как не покупать?

После того, как было доказано, что покупки мы совершаем, в основном, эмоционально — жить стало веселее. И намного проще. Реклама все решает за нас…

Каждый из нас в год смотрит около 40 тысяч рекламных роликов. Ужасная цифра! Хотим мы этого или не хотим, реклама все равно проникает в наш мозг. Хотя бы на подсознательном уровне. Даже если мы ее не видим, или думаем, что не видим. По последним данным мозг человека воспринимает изображение, длящееся всего 10 миллисекунд.

По мнению Д. Канемана, лауреата Нобелевской премии, простые поступки мы обычно логически обосновываем, сложные – совершаем на интуитивном уровне. Сравните покупку туристического тура и стирального порошка. Чем больше факторов, тем сложнее принять решение. Поэтому, мы обычно едем туда, куда нам хочется, а белье стираем тем же порошком, что и раньше. «Нравится – не нравится» оказывается более важным показателем, чем все логические доводы. Этим и пользуются рекламщики.

Появился даже новый термин «нейромаркетинг». Мозг людей сканируют, выясняют на что они сильнее реагируют, какая картинка их больше «цепляет». Эти масштабные исследования оплачивают крупные торговые фирмы. По некоторым данным, рекламные вставки в какую-нибудь телевизионную программу порой стоят в десятки раз дороже самой программы. Если раньше компании руководствовались, в основном, покупательной способностью своего клиента, то теперь они используют современные технологии.

Наглядный пример. В Германии в одном из торговых центров на основе сделанных покупок, компьютерная программа установила в каких семьях ожидается рождение малыша. Людям направили соответствующую рекламу. Так отец 15-летней дочери узнал о том, что она беременна.

Оказывается, овощи и фрукты не случайно лежат у входа в магазин, а выпивка и шоколад недалеко от кассы. Потому что маркетологи знают, то что «надо» купить и так будет куплено, а вот то, что «хочется» должно быть положено в корзинку недалеко от кассы. Чтобы у человека не было времени передумать.

Выяснилось также, почему людям нравятся слова «новинка» и «бесплатно». «Новинка» — потому что наш мозг вырабатывает гормон удовольствия, когда узнает что-то новое. «Бесплатно» — потому что не нужно с чем-то расставаться, срабатывает «эффект потери». Проводили эксперимент. Один и тот же товар продавался за 1 доллар и отдавался бесплатно. Другой группе покупателей такой же товар продавался за 1 доллар и 5 центов и всего за 5 центов. Разница в обоих случаях была — 1 доллар. Бесплатно люди брали товар, даже, если он им был не нужен. Пять центов не платил никто.

Вообще рекламщики не считают себя в чем-то виноватыми. Они уверены, в большинстве случаев мы покупаем удовольствие и контроль. А за это нужно платить! Покупая тот или иной товар, делая выбор, мы думаем, что контролируем свою жизнь. Хоть в чем-то! Наша ошибка заключается в одном: мы желание часто превращаем в потребность. Избыточное желание в насущную потребность. А эти понятия нужно все-таки разделять.

Противостоять нейромаркетингу трудно, но можно. Для этого нужно просто включать лобные доли. Только они способны блокировать нашу лимбическую систему, отвечающую за наши желания. Нейропсихолог Дэвид Льюис в книге «Нейромаркетинг в действии» предлагает такой вариант: «Когда захотите в очередной раз купить что-то лишнее, представьте себе розового слона в голубом креме». Нейроны получат новую задачу и успокоятся. Хотя бы на время)

Separator image Опубликовано в Жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 29 = 34